Habr.com

Syndicate content Хабр
Все публикации подряд на Хабре
Updated: 23 min 12 sec ago

Почему Python так популярен в 2025?

41 min 54 sec ago

Многие языки приходят и уходят, но Python является одним из тех языков, который давно зарекомендовал себя на рынке как один из лучших вариантов для разработчиков всех уровней (и не только).

Неважно, работаете ли вы над интеллектуальными системами, процессами, управляемыми данными или пишете тесты — Python позволяет создавать вам это программное обеспечение. И, судя по всему, тренд его популярности не собирается снижаться.

Так почему же разработчики и тестировщики продолжают выбирать его? Ответ на этот вопрос я и предлагаю рассмотреть далее в статье.

Почему Python

[Перевод] GDPval: измерение производительности AI-моделей на реальных задачах

52 min 56 sec ago

Наша миссия — обеспечить то, чтобы искусственный общий интеллект (AGI) приносил пользу всему человечеству. В рамках этой миссии мы стремимся максимально прозрачно освещать прогресс того, как AI-модели учатся помогать людям в реальной жизни. Именно поэтому мы представляем GDPval — новую систему оценки, разработанную для отслеживания того, насколько эффективно наши модели и модели других разработчиков справляются с задачами, имеющими экономическую ценность и практическое значение. Мы назвали эту метрику GDPval, потому что она вдохновлена концепцией валового внутреннего продукта (ВВП, англ. GDP) как ключевого экономического индикатора, а набор задач основан на типичных ролях в индустриях, которые вносят наибольший вклад в ВВП.

Люди часто рассуждают о масштабном влиянии AI на общество, но самый наглядный способ понять каков его потенциал, это посмотреть на то, что модели уже умеют делать на практике. История показывает, что крупным технологиям, от интернета до смартфонов, требовалось более десяти лет, чтобы пройти путь от изобретения до массового внедрения. Такие оценки, как GDPval, помогают приземлить разговоры о будущем ИИ на факты, а не на догадки, и дают возможность отслеживать прогресс моделей во времени.

Читать далее

Недельный геймдев: #250 — 2 ноября, 2025

53 min 20 sec ago

Из новостей: Lessaria заработала полмиллиона долларов, онлайн ARC Raiders в Steam превысил 300к человек, Ice-Pick Lodge представила Darkwood 2, EA требует от сотрудников внедрять ИИ во все рабочие процессы.

Из интересностей: посиделки с инди #6: No, I’m not a Human, Дэн Хаузер у Лекса Фридмана, по стопам Papers, Please, как Disney симулировал волосы Рапунцель.

Читать далее

Сразиться с драконом и сварить зелье: 4 настольные игры для любителей фэнтези

1 hour 14 min ago

Привет, Хабр! Меня зовут Мария, я люблю настольные игры и пишу о них для блога MWS. Каждую неделю я провожу игротеки для своего клуба настольных игр. За четыре года я сыграла в 50 настолок, а в личной коллекции собрала 35 игр, не считая дополнений. 

В прошлых постах я говорила об играх по вселенной Лавкрафта и экономических стратегиях. Сегодня расскажу о четырех настолках в фэнтезийном сеттинге с разными механиками и уровнем погружения. Тут будут игры о сражениях с монстрами ради сокровищ и приключениях героев в сказочном мире, настолка о временах короля Артура, а еще целый практический курс по зельеварению. Приготовьтесь к погружению!

Читать далее

Sora 2 и Veo 3.1 борются за лидерство, Маск воюет с Википедией: главные события октября в ИИ

1 hour 20 min ago

Октябрь отметился интересным сдвигом: компании перестали фокусироваться на том, насколько умной может быть модель, и переключились на вопрос, что она может делать самостоятельно. Computer Use от Google, SDK и другие агентные инструменты от OpenAI и Anthropic — индустрия наконец решила, что пора переходить от умных ответов к автономным действиям. Не обошлось и без новой порции корпоративных драм, куда теперь без них.

А ещё вышли Sora 2 и Veo 3.1, две новые версии Claude 4.5, Мира Мурати показала первые продукты своего стартапа, а Китай продолжил выпускать опенсорс быстрее, чем все остальные вместе взятые. Но не будем вываливать всё сразу. Начнем с релизов, а драмы и открытия традиционно оставим на десерт.

Читать далее

Послание для всех, кто сейчас ищет работу в QA

1 hour 38 min ago

Все больше ребят говорят о том, что сейчас на рынке труда в тестировании непростая ситуация. Давайте попробуем разобраться в чем дело и как с этим жить.

Поехали!

Когда мобильный гейминг встает на уровень с консольным. Смотрим, во что поиграть на смартфоне

1 hour 48 min ago

А вы тоже заметили, что у большинства из тех, кто считает себя «тру» геймером, существует какая-то малообоснованная ненависть к мобильному геймингу?

Причем, как правило, ее причины так никто нормально объяснить не смог, и все претензии лежат на каком-то подсознательном уровне.

Сегодня мы постараемся переубедить всех скептиков и вспомним несколько действительно крутых и актуальных проектов для смартфонов, которые если не заменят, то уж точно встанут на одну ступень с «большими» играми на консолях и ПК.

Читать далее

Как шпионить за самим собой и зачем это нужно

2 hours 31 min ago

Возникало ли у вас когда-нибудь желание посмотреть на свою жизнь в цифрах?

Сколько дней в году вы проводите не в одиночестве? Действительно ли вы выпиваете раз в две недели, или это уже давно самообман? Сколько часов сна вам нужно, чтобы чувствовать бодрость? И что сильнее влияет на настроение — прогулка или занятие любимым хобби?

Давай разбираться, как это выяснить

Почему Wi‑Fi в самолете такой ужасный, дорогой и до сих пор есть не везде?

2 hours 40 min ago

Вас когда-нибудь раздражал бортовой Wi‑Fi?

Вы не одиноки. Почему интернет в самолете такой медленный и дорогой? Ведь на земле у всех прекрасно, видео в 4K летает, а тут еле письмо уходит. Неужели авиакомпании просто жадничают? Дело не в жадности.

Просто обеспечить быстрый интернет на высоте 10 км непросто. Давайте разберёмся, как работает бортовой Wi‑Fi, почему он столько стоит и почему, несмотря на технический прогресс, в ближайшие годы вряд ли стоит ждать в небе домашних скоростей.

ding!

3D-реконструкция древних городов: Теночтитлан/Мехико

2 hours 51 min ago

Сохранилось немало картин и карт из средневековья, но они часто стилизованы и лишены реализма. В результате современные люди слабо представляют то время. Лишь отдельные бытовые мелочи, такие как новгородские берестяные грамоты, дают возможность взглянуть на бытовую сторону жизни цивилизованных новгородцев 12−13 вв.

То же самое с визуальным обликом городов. Мы слабо представляем дома, площади, храмы, и вообще как жили люди, чем занимались и насколько отличались от нас.

Один из интересных проектов по реалистичной реконструкции древних городов — трёхмерная визуализация Теночтитлана. Так назывался Мехико до брутального пришествия европейцев.

Читать далее

AdGuard DNS: от нуля до 100 000 000 пользователей через боль

2 hours 52 min ago

Современный DNS — это не только соответствие доменов IP-адресам, но и целое распределенное хранилище различных метаданных (SVCB-, HTTPS-записи, всевозможные верификации и публичные ключи).

Сегодня расскажем, как проект стал одним из основных DNS-сервисов в мире. Статья написана на основе доклада технического директора AdGuard Андрея Мешкова и директора по инфраструктуре AdGuard Константина Замякина в рамках Профессиональной конференции разработчиков высоконагруженных систем Saint HighLoad++ (июнь-2025).

Читать далее

Создаем GUI на Python: от простого скрипта к Markdown-редактору с Flet

3 hours 30 min ago

В этой статье мы познакомимся с Flet — революционным фреймворком, который позволяет делать именно это. Flet дает вам возможность создавать интерактивные GUI на чистом Python, а для отрисовки использует мощный движок Flutter. Результат — быстрые, красивые и нативные приложения для Windows, macOS, Linux и даже для веба, без необходимости писать ни строчки на Dart или JavaScript.

Читать далее

Как строится внутренняя исследовательская лаборатория в IT: от миссии до метрик успеха

3 hours 37 min ago

Короче, вот что я поняла за годы работы: в крупных цифровых продуктах UX‑исследования — это уже не «было бы круто», а must‑have. Без них ты просто не выживешь в конкурентной среде. Но вот между тем, чтобы сказать «ой, исследования важны

[Перевод] Наука утверждает, что психологический пик человека приходится на возраст 55-60 лет

3 hours 42 min ago

По мере того как ваша молодость уходит в прошлое, вы можете начать бояться старения.

Но исследование, которое мы с моим коллегой недавно опубликовали в журнале Intelligence, показывают, что есть и очень веские причины для радости: для многих из нас общие психологические функции достигают своего пика в возрасте от 55 до 60 лет.

И это знание объясняет, почему люди в этом возрасте могут быть лучшими в решении сложных задач и лидерстве на рабочем месте.

Читать далее

Заменяем лишние if-проверки на assert для инвариантов кода в C/C++

3 hours 45 min ago

Многие разработчики привыкли везде ставить if-проверки, даже для условий, гарантированных кодом. Зачем проверять то, что не может нарушиться? Такие проверки создают шум в коде и мусор в релизе. Assert решает эту проблему: документирует допущения и исчезает из финальной сборки. В статье покажу все преимущества assert'ов и предостерегу от подводных камней их использования.

Читать далее

Что делать, когда нашел эксплойт: шпаргалка, как помочь владельцу решения

3 hours 52 min ago

Привет! Я Никита, инженер-инсталлятор в Selectel. Представьте ситуацию: вы нашли уязвимость и понимаете, что ее можно воспроизвести. Цель — помочь владельцу сервиса закрыть дыру быстро и безопасно. Но до контакта важно остановиться и взвешенно проанализировать собственные действия. Чтобы вам было чуть проще сориентироваться «на месте», собрали ключевые советы и рекомендации под катом. 

Под кат →

[Перевод] Как мы освободили 7 ТиБ памяти

5 hours 5 sec ago

Многие команды работают с кластерами Kubernetes побольше нашего. В них больше узлов, больше подов, больше ingress и так далее. По большинству размерностей нас кто-нибудь, да побеждает.

Но есть одна размерность, по которой, как мы подозреваем, мы почти на вершине: это пространства имён. Я думаю так, потому что мы постоянно сталкиваемся со странным поведением во всех процессах, которые их отслеживают. В частности, все процессы, выполняющие их listwatch, занимают на удивление много памяти и подвергают apiserver серьёзной нагрузке. Это стало одной из сложностей масштабирования, которую замечаешь, только достигая определённого порога. При увеличении оверхеда памяти эффективность снижается: каждый байт, который нам нужно использовать для управления — это байт, отнятый у пользовательских сервисов.

Проблема сильно усугубляется, когда daemonset должен выполнять listwatch пространств имён или сетевых политик (netpol), которые мы определяем для каждого пространства имён. Так как daemonset запускают под в каждом узле, каждый из этих подов выполняет listwatch одних и тех же ресурсов, из-за чего объём используемой памяти увеличивается при росте количества узлов.

Хуже того — эти вызовы listwatch серьёзно нагружали apiserver. Если одновременно перезапускалось множество подов daemonset, например, при развёртывании, то они могли перегрузить сервер запросами и вызвать реальный вылет.

Читать далее

С go на C++ за две недели. Переписываю эмулятор ZX Spectrum

5 hours 1 min ago

В общем-то и целом, мой предыдущий эмулятор ZX Spectrum, написанный на go, работал. Показывал нужное (или очень близко к нужному) и давал чувство приближенности к программистам. Однако у него были очень фундаментальные проблемы, связанные исключительно с языком разработки. Ну по крайней мере я сейчас так думаю.

Другим движущим фактором все-таки была бесплатность БЯМок от cloud.ru (не реклама, да и бесплатности больше нет). Ну где еще можно на халяву пожечь сотни миллионов токенов и получить хоть что-то работающее?

В общем, я принял волевое решение переписать все на С++. Под катом дневник "переписчика", в котором я последовательно описываю все боли и страдания начинающего писателя эмуляторов. Желающим сразу посмотреть на конечный результат можно сходить на https://github.com/kiltum/zxcpp

Читать далее

Инвертор напряжения или Inverting Buck-Boost

5 hours 7 min ago

Как разработать источник отрицательного напряжения? Легко, это делается из классического Buck конвертера!
Стандартное решение, которое может пригодиться всем, кто хоть раз сталкивался с разработкой DC/DC источников питания или столкнулся сейчас.

Читать далее

[Перевод] Ранняя история алгебраических типов данных

5 hours 12 min ago

Это началось со статьи "Алгебраические типы данных на самом деле не такие страшные". Мы знаем о типах-суммах и типах-произведениях. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, откуда они получили такие имена, и как вообще были открыты они и их свойства? Я провел последнюю неделю в кроличьей норе истории, и я просто обязан поделиться тем, что я нашёл.

Читать далее

Who's online

There are currently 0 users and 9 guests online.